Культура
Kyiv Sculpture Project: Авторы — о своих работах
В луну следует засовывать голову, вигвамы должны прийти в упадок, а элементы законов природы разбросаны по всему ботсаду — участники Kyiv Sculpture Project объяснили The Village суть своих работ.
До 2 июля в ботаническом саду им. Гришко проходит первый международный фестиваль современной скульптуры Kyiv Sculpture Project. Мероприятие представлено двумя проектами: в основном — конкурсные работы пятнадцати скульпторов из Австралии, Великобритании, Нидерландов, Польши, России и Украины, в специальном проекте — пять всемирно известных скульптур, в том числе «Дом знаний» Жауме Пленсы.
Организаторы фестиваля также подготовили образовательную программу — лекции и мастер-классы как для специалистов, так и для широкой публики. Предусмотрены мероприятия и для детей. В выходные куратор проекта Катерина Тейлор будет лично проводить экскурсии по основному и специальному проектам, а в будние дни на все вопросы смогут ответить волонтёры.
|
Катерина Тейлор, куратор Kyiv Sculpture Project: «Всё только начинается, и, конечно же, мы очень рады, что пришло такое количество людей, что всем проект интересен. Но я думаю, что по-настоящему можно будет оценить ситуацию через месяц, когда все эти люди расскажут своим друзьям и знакомым о том, что происходит, понравилось ли им. И тогда будет живой интерес публики, не рекламный. Это главный результат, к которому мы стремимся». |
|
Наталия Заименко, директор Национального ботанического сада им. Гришко: «Kyiv Sculpture Project — это дальнейшее развитие ботанического сада. Становление его не только как памятника растений, но и как места, где можно показать красоту малых архитектурных форм и как они могут дополнять живые растения. Навсегда бы оставлять все скульптуры не стали. „Дом знаний“, конечно, хотелось бы оставить, но это нереально. Надеемся, что фестиваль будет и далее проводиться на территории ботанического сада, а Киев наконец-то попадёт в книгу „100 городов, которые нужно посетить“». |
ОСНОВНОЙ ПРОЕКТ
В берёзовой роще ботсада разместили скульптуры основного проекта: огромную пуговицу, металлические капли росы, луну из сена, заброшенный городок и другие работы. Их авторы — девять украинских и шесть иностранных скульпторов, прошедших отбор на Kyiv Sculpture Project. При этом только двое иностранцев привезли свои работы на фестиваль из-за рубежа, остальные создавали скульптуры уже в Киеве. Всего на конкурс подали заявки 297 художников из 39 стран мира.
Скульптуры основного проекта будут соревноваться за главный приз — 6 000 евро. Лучшую работу будет выбирать экспертное жюри. Также предусмотрены специальные награды, в том числе приз зрительских симпатий. Его отдадут победителю голосования, которое состоится на странице проекта в Facebook.
|
Владимир Кадигроб, руководитель Kyiv Sculpture Project: «Идея сделать такой проект появилась достаточно давно. Когда видишь, какую роль играет современная скульптура в Европе, понимаешь, как её не хватает на Украине. Три года назад совместно с нашим партнёром, фондом „Спільна мета“, мы организовали фестиваль проектов современной городской скульптуры, чтобы популяризировать само явление. Сейчас у нас даже журналисты в большинстве случаев называют скульптуры памятниками. Что касается Киевского Скульптурного Проекта, он состоит из двух частей: основного и специального. В первом мы представляем 15 работ авторов на конкурсной основе. Во втором — 5 работ уже знаковых скульпторов, предоставленные Йоркширским парком. Стоимость билетов в ботсад осталась той же, её не подняли, а вход на сам проект — свободный». |
|
Михаил Рёва, скульптор, член жюри KSP: «Самое главное — это выражение каждым художником своей позиции. Важно, что он это делает без идеологической платформы, просто высказывает своё мнение по какому-то поводу, может даже незначительному. То есть объектом его внимания может быть радуга или камень, но важно, как они органично вписаны в природу — не мешают ни траве, ни берёзам. Это самый маленький аспект, но самый важный. Такой вот элемент свободы внутреннего мира художника, тем более что здесь они прошли очень интересный путь от эскиза до воплощения». |
СКУЛЬПТОРЫ — О СВОИХ РАБОТАХ
|
Алексей Золотарев, автор работы «Роза ветров»: «Создавая свои скульптуры, я не придумываю название, философию. Вначале я продумываю форму и её взаимодействие с пространством. Скульптура „Роза ветров“ — воплощение направлений, движений. Все основные углы у неё не пересекаются. Я старался придать максимум динамики, притом что скульптура статична. Работа создавалась полтора-два месяца, это очень масштабный и затратный процесс. Я ставлю уже не первую скульптуру — и всегда вижу разные оценки и мнения. Для меня важно в первую очередь дать людям импульс для диалога». |
|
Ольга Балашова, группа Ubik, автор работы «Законы природы»: «Эта скульптура — продолжение проекта „Законы природы“, который мы делали в Крыму. Мы постарались интегрировать в природу техногенные объекты для того, чтобы продемонстрировать одну простую идею — первый закон экологии: всё связано со всем. То есть ничто не берётся ниоткуда, никуда не девается, просто переходит из одного состояния в другое. Большинство деталей сконцентрировано в одном месте, но внимательный зритель сможет увидеть их в неожиданных местах в парке и даже забрать себе. Идея в том, что это не произведение искусства, а символ нашей цивилизации. И если у каждого дома будет такой знак, то это здорово». |
|
Карин ван дер Молен, автор работы «Луна»: «Мне всегда сложно быть на природе. Находясь в парке, всё равно думаешь о доме. Поэтому захотелось создать место, где можно почувствовать объединение с природой. Попробуйте засунуть голову внутрь — и вы увидите небо. Работа называется „Луна“ только из-за своей формы, идеи сделать луну не было. На создание работы ушло четыре дня, я и мои помощники нанизывали сено на металлическую конструкцию внутри. Весит работа 500 килограммов». |
|
Алексей Сай, автор работы «Заброшенная стоянка корпоративных кочевников»: «Это взгляд на современную культуру со стороны. Мы смотрим на индейцев, знаем атрибуты их культуры. Я хочу, чтобы мы смоги посмотреть с дистанции на то, внутри чего мы находимся. Поэтому я сделал город заброшенным, без людей, как экспонат. Минимализм образа нашей жизни: немножко гипсового картона, железячек и вещей ровно на один ящичек. Работа всё время видоизменятся: вот были какие-то красивые сердечки в ящике — уже их нет. Ещё несколько дождей — и всё поплывёт. Это же заброшенный городок. Я рассчитываю, что он потихоньку будет приходить в упадок. Все вещи я забрал со столов у реальных людей, простых менеджеров. На каждого человека при переезде приходится примерно один такой ящичек. Некоторые ничего, кроме таких ящичков, и не имеют». |
|
Катерина Бучацкая, автор работы «Точка росы»: «Все знают, что такое роса, но когда вы видели её в последний раз? Казалось бы, обычная вещь, но хотелось подать и показать её людям необычно, чтобы они больше общались с природой, больше ценили то, что имеют. Это не только проблема экологии, это ощущение внутренней гармонии с окружающей средой. И мне жаль, что мы с каждым годом всё больше утрачиваем эту связь». |
|
Владимир Левис, группа Grevis, автор работы «Пуговица»: «Давным-давно пуговица потерялась в берёзовой роще. Прошло время, росли деревья, выросла и пуговица. Это память о детстве. Я никогда не собирал пуговицы, но ассоциация есть. На создание этой работы вдохновил Клас Олденбург. Скульптура сделана из пенополистирола. На работу ушло четыре месяца. Работаю в команде со своей племянницей». |
|
Салли Кидалл, автор работы «За столом: удобно ли нам сидеть?»: «Я поместила стол и стулья в пластиковые пакеты, чтобы показать изоляцию каждого. Это работа про нас как про индивидуальности. Я использовала настоящую траву, и мне очень интересно, что будет с ней дальше: может, она вырастет, а может, погибнет или её съедят насекомые». |
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Пять скульптур всемирно известных авторов установили на холмах парка. Возвышается над всеми металлическая фигура из букв — шеститонный «Дом знаний» Жауме Пленсы. Сокуратор проекта Хелен Феби отметила работу как самую популярную. В день открытия касаться скульптур не запрещали: дети взбирались на работу Найджела Холла «Широкий жест», заходили внутрь «Дома знаний», но уже на следующий день все скульптуры оградили.
|
Суй Цзяньго, автор работы «Костюм Мао»: «Это символ целой эпохи Китая. Костюмы — также часть моей жизни, я должен был иметь такой костюм 20 лет назад. Китай уже изменился и распахнул свои двери для мира, но все мы должны помнить о таком костюме Мао, потому что это часть нашей истории. Сейчас люди в Китае носят западную одежду, но нужно помнить, как носили и этот костюм. Честно говоря, не знаю, носят ли или носили ли такие костюмы на Украине, но мне кажется, что все социалистические страны 20–30 лет назад были очень похожи. А это значит, что эстетика и культура одинаковых людей была близка и вам. Значит, между Китаем и Украиной много общего. Скульптура сделана из бронзы, один костюм весит 500 килограммов». |