Культура
10 главных фильмов Одесского кинофестиваля
Драма Хлебникова о невозможности компромисса, байопик Сергея Параджанова с огоньком и Одри Тоту в экранизации Бориса Виана — Иван Кислый о фильмах, ради которых стоит ехать на Одесский кинофестиваль.
12 июля в Одессе в Национальном театре оперы и балета стартует четвёртый Одесский международный кинофестиваль. В этот раз событие открывается фильмом американского режиссёра Джей Си Чендора «Не угаснет надежда» с двукратным обладателем «Оскара» Робертом Редфордом в главной роли.
За девять дней на фестивале покажут около 30 премьер, среди которых «Молода и прекрасна» Франсуа Озона, «Элитное общество» Софии Копполы, «Вечное возвращение» Киры Муратовой с Ренатой Литвиновой, «Пена дней» Мишеля Гондри с Одри Тоту.
На Потёмкинской лестнице в сопровождении симфонического оркестра пройдут показы немого кино, уже ставшие традиционными для одесского фестиваля. В этот раз в программе голливудский дебют Фридриха Мурнау «Восход солнца». Здесь же, под открытым небом, даст концерт Эмир Кустурица вместе со своей группой No Smoking Orchestra.
Кроме этого, зрителей ожидают около 30 новых украинских фильмов, программа нового российского кино, ретроспективы Сергея Параджанова и британского режиссёра Майкла Уинтерботтома. В рамках Летней киношколы фестиваля запланированы мастер-классы кинематографистов. Абонемент на все дни события стоит 995 гривен.
«Не угаснет надежда»
All Is Lost
Режиссёр: Джей Си Чендор
В ролях: Роберт Редфорд
Сюжет
Молчаливый моряк с благородной внешностью Роберта Редфорда в одиночку терпит крушение посреди океана и пытается выжить на яхте с пробитым днищем и голодными акулами.
Что получаем
«Не угаснет надежда» — второй фильм Джея Си Чендора, который успешно дебютировал с разговорной экономической драмой «Предел риска». Уже из синопсиса ясно, что новая работа молодого режиссёра представляет собой полную противоположность дебюту: «оскароносный» Роберт Редфорд, единственное двуногое на экране, будет безмолвно сражаться со стихией, разворачивая перед зрителем камерную историю, где «Старик и море» Хемингуэя встречает «Изгоя» Тома Хэнкса.
«Молода и прекрасна»
Jeune et Jolie
Режиссёр: Франсуа Озон
В ролях: Марина Вакт, Жеральдин Пайя, Фредерик Пьеро
Сюжет
Изабель, 17-летняя студентка из обеспеченной семьи (Вакт), теряет девственность с ровесником и решает сделать карьеру в сфере парижских секс-услуг.
Что получаем
Франсуа Озон продолжает препарировать человечество: зачем молодой и прекрасной девушке, не нуждающейся в деньгах, спать с мужчинами за 300 евро? Самый поверхностный ответ даёт трейлер: хоть девушка и не получает удовольствия в процессе, зато есть о чём помечтать после, дома или за партой. Мечты вновь пробуждают желание, и невозможно предсказать, как будет разорван этот порочный круг. Да и стоит ли его вообще разрывать.
«Девушка и смерть»
Het Meisje en de Dood
Режиссёр: Йос Стеллинг
В ролях: Сильвия Хукс, Рената Литвинова, Сергей Маковецкий
Сюжет
Немолодой доктор (Маковецкий) прогуливается по заброшенному отелю и в лицах вспоминает свою трагическую историю любви.
Что получаем
Похоже, русская душа всерьёз заинтересовала Йоса Стеллинга: знаменитый голландец во втором фильме подряд снимает Сергея Маковецкого (первым был «Душка») и на этот раз всё выглядит особенно серьёзно. В классический любовный треугольник вписаны стихи Пушкина, музыка Шопена и преждевременная смерть. С таким набором многие скатились бы в пошлость, но волшебство Стеллинга всегда заставляло сиять самые несопоставимые вещи.
«Пена дней»
L'écume des jours
Режиссёр: Мишель Гондри
В ролях: Ромен Дюрис, Одри Тоту, Омар Си
Сюжет
Парень (Дюрис) встречает девушку (Тоту) и женится на ней. Медовый месяц омрачает смертельный недуг: в лёгких девушки поселилась растущая кувшинка.
Что получаем
Эксцентричная книга Бориса Виана в понимающих объятьях Мишеля Гондри — они действительно нашли друг друга. Известный затейник Гондри («Вечное сияние чистого разума», «Перемотка») должен снабдить и без того своеобразное произведение Виана фирменным визуальным рядом, а весь цвет французского актёрского цеха — удержать фильм от падения в инфантильный балаган, которым Мишель иногда грешит. Только бы получилось.
«Когда я умирала»
As I Lay Dying
Режиссёр: Джеймс Франко
В ролях: Джеймс Франко, Тим Блейк Нельсон, Денни Макбрайд
Сюжет
Экранизация романа Уильяма Фолкнера «Когда я умирала» о том, как семья провожает мать в последний путь и теряет на этом пути все человеческие черты.
Что получаем
Джеймс Франко, примелькавшийся в качестве актёра, переходит на новый уровень, режиссёрский. Причём для старта Джеймс выбрал роман Фолкнера, который не то что снимать — читать сложно. Потоки сознания разных героев смешиваются, перебивают друг друга, размывая историю: сможет ли Франко выдержать такое давление и направить сюжет в единое русло? Если да, то мы увидим рождение ещё одного Бена Аффлека-режиссёра.
«Элитное общество»
The Bling Ring
Режиссёр: София Коппола
В ролях: Эмма Уотсон, Клер Жюльен, Израэль Бруссар
Сюжет
Группа подростков жаждет приобщиться к звёздному образу жизни. Ребята безнаказанно вламываются в дома к Пэрис Хилтон, Линдсей Лохан и другим персонажам, но в какой-то момент всё идёт не так.
Что получаем
Десять лет мы ждём от Софии Копполы приличного фильма — со времён безупречных «Трудностей перевода». Её новые герои — молодые жертвы MTV и гламура, а история основана на реальных событиях. Пока это больше всего похоже на «Отвязные каникулы» Хармони Корина с голливудским налётом. София непременно подставит обществу зеркало — надеемся, что и солнце в нём заиграет. Потому что ждать дальше никто уже не будет.
«Страсти Дон Жуана»
Don Jon
Режиссёр: Джозеф Гордон-Левитт
В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Скарлетт Йоханссон, Джулианна Мур
Сюжет
Джону (Гордон-Левитт) завидуют друзья, ведь у него новая спутница каждые выходные. Но никто не знает, что куда больше радости Джону приносит порнография.
Что получаем
Джозеф Гордон-Левитт в своём режиссёрском дебюте одним махом реализовал фантазии большей части мужской популяции земного шара: его герой по очереди спит со Скарлетт Йоханссон и Джулианной Мур. Перед этим меркнет всё: порнозависимость, слащавый донжуанский прищур и стыдливая любовь к чтению рэпа за рулём — мы хотим быть этим Джоном, и хотим сейчас. Пока не ясно, какая комедия выйдет из его истории (автор сценария — тоже Гордон-Левитт), но на ролевую модель десятилетия Джон уже претендует.
«Стокер»
Stoker
Режиссёр: Пак Чхан Ук
В ролях: Николь Кидман, Миа Васиковска, Мэттью Гуд
Сюжет
У девушки по имени Индия (Васиковска) погибает отец. Утешать маму (Кидман) приезжает папин брат с выразительным взглядом (Гуд). Дальше экран заволакивает саспенс, замешанный на сексе, крови и безумии.
Что получаем
Пак Чхан-Ук, который уже вошёл в историю с «Олдбоем» и поеданием живых осьминогов, теперь нацелился на англоязычный кинематограф. В «Стокере» сплошь крупнокалиберные орудия: ослепительная Николь Кидман отчаянно ненавидит свою дочь, а Миа Васиковска, одна из самых талантливых молодых актрис современности (посмотрите на неё в сериале In Treatment), дерётся карандашом и кладёт кого-то в землю. «Психо» мимоходом смыкается со «Звонком» под музыку из фильмов Даррена Аронофски — и это лишь самые очевидные ассоциации, которые приготовил Пак Чхан-Ук.
«Долгая счастливая жизнь»
Режиссёр: Борис Хлебников
В ролях: Александр Яценко, Анна Котова, Евгений Сытый
Сюжет
На ферму Александра Сергеевича (Яценко) претендуют чиновники с капиталом. Работники фермы убеждают хозяина не отдавать землю бессердечным костюмам. Но капитал никогда просто так не сдавался.
Что получаем
«Бороться или пойти на компромисс?» — актуальный вопрос для любого времени, а для современной России в особенности. Борис Хлебников это чувствует и воплощает, взяв название фильма у Егора Летова, а сюжетный скелет — у вестерн-классики «Ровно в полдень». Но бунт в тупике мало чем отличается от бури в стакане. Так что вряд ли на выходе зрителя ждут утешительные выводы.
«Параджанов»
Режиссёр: Серж Аведикян, Елена Фетисова
В ролях: Серж Аведикян, Юлия Пересильд, Карэн Бадалов
Сюжет
Байопик знаменитого советского кинорежиссёра Сергея Параджанова, попавшего в немилость к режиму.
Что получаем
Параджанов — человек сложной судьбы, которая идеально подходит для экранизации. Судите сами: международное признание за «Тени забытых предков» сменилось тюремным заключением по сфабрикованным обвинениям в мужеложстве. И пока заграница в лице Феллини, Годара и прочих требовала освобождения режиссёра, Параджанов подметал тюремный пол. Однажды начальник сделал ему замечание: «Работаешь без огонька!» В следующий раз, заметив начальство, Параджанов поджёг метлу и стал подметать «с огоньком». Верим, что без этой сцены фильм Аведикяна и Фетисовой не обойдётся.
Полная программа Одесского кинофестиваля (12–20 июля)
и расписание показов — на официальном сайте.