В PinchukArtCentre проходят сразу четыре выставки. Одна из них — Agentic Iced Etcetera Тони Оурслера. Художник поделился с The Village своими впечатлениями от недавнего сотрудничества с Дэвидом Боуи, рассказал о своих любимых фильмах и объяснил, почему для него так важна реакция зрителей.

 

Тони Оурслер

 

— американский художник, работающий в жанре мультимедиа и инсталляции. Его работы — это спецэффекты, анимация, видео и оптические иллюзии. Оурслер окончил Калифорнийский институт искусств, живёт в Нью-Йорке. Его выставки проходят в самых крупных музеях мира, в том числе Метрополитен-музее в Нью-Йорке и музее Орсе в Париже. Художник также известен благодаря сотрудничеству с Sonic Youth, Beck, Кимом Гордоном, Стивеном Вителло и Дэвидом Боуи, для которых он создавал музыкальные клипы.

 

Моя первая персональная выставка в Киеве состоялась в 2001 году в Центре современного искусства при НаУКМА. Она была изначально запланирована как экспозиция, путешествующая по различным галереям и музеям. Поэтому я не смог лично приехать в Киев, был только мой ассистент. Я до сих пор жалею, что не удалось посетить выставку, и она для меня превратилась в фантом, ведь сам я её не видел.

Выставка в PinchukArtCentre — лучшая за много лет. Здесь правильное сочетание работ, которые никогда раньше не демонстрировались вместе, и несколько новых работ. Мне очень хотелось увидеть их в одном пространстве.

 

 

 

 

Когда я впервые снял глаз
человека крупным планом,
я заметил, что совершенно
невозможно определить,
в этот момент человек смеялся,
гримасничал или был расстроен

 

 

 

 

Думаю, видеоарт даёт гораздо больше возможностей, чем кино, для выражения собственных идей. Поэтому я предпочёл именно его.

У меня, пожалуй, два любимых фильма. «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса и «Заводной апельсин» Стенли Кубрика. «Путешествие на Луну» — очень важный для меня фильм, потому что он был сделан до того, как в кино появился свод правил. Его можно воспринимать как театральную постановку, как картину, фильм или оперу. Мы не знаем, что это на самом деле, и мне это нравится. В «Заводном апельсине» мне нравится моральная сторона фильма. Ну, и раз уж мы вспомнили Кубрика, я считаю, что он ближе всего подошёл к идее режиссёра-художника.

Когда я впервые снял глаз человека крупным планом, я заметил, что совершенно невозможно определить, в этот момент человек смеялся, гримасничал или был расстроен. Это открытие меня шокировало и стало своего рода психологическим экспериментом.

Фраза «глаза — зеркало души» работает только в определённом контексте. И показывает, что нельзя просто взять и отделить их от лица, они неотъемлемая часть образа человека. Мне больше импонирует другая аналогия — глаза как камера, как некий механизм, аппарат. Особенно если брать во внимание технологии, в частности виртуальные, где эта аналогия активно реализуется.

Самое интересное для меня — как зрители будут взаимодействовать с моими работами, каким образом они будут переходить от одной работы к другой и что будет меняться в их восприятии. Часто зрители путают поп-культуру с искусством, потому что сейчас доминирует идея о том, что искусство может быть так же популярно, как кино или поп-музыка. В этой связи я всегда говорю, что кино может обойтись без тебя: тебя легко заменить другим зрителем. В искусстве совсем по-другому, тут уважают индивидуальность. Я стараюсь создавать искусство для людей, они как бы встроены в мои работы, поэтому, я надеюсь, люди придут и получат уникальный опыт.

Интервью, позирование перед фото- и видеокамерами — да, всё это действительно превращает художника в знаменитость сродни кинозвёздам. Но я не против, если в результате это привлечёт внимание людей и они придут посмотреть выставку. Если это единственный способ привлечь их — я готов.

Я люблю сотрудничать с музыкантами и актёрами. Одна из последних коллабораций — клип, снятый для Дэвида Боуи. Самое классное в искусстве — то, что оно может перенести тебя за пределы привычной реальности, оно как бы позволяет выпрыгнуть из себя на минутку, увидеть всё в новом свете. Такие же возможности даёт сотрудничество с другими людьми. Тогда один плюс один в сумме дают больше двух, получается что-то новое. Кроме того, Дэвид, например, мой старый друг. Я не часто его вижу, но мы друзья. Я уже делал для него клип в 2000 году. А Sonic Youth я знал ещё до того, как они стали Sonic Youth. Тогда никто и не думал, что они станут легендами.