Місто
Вместо метро: На Троещине запустили скоростной трамвай
Двигаясь в новом скоростном трамвае со скоростью 30 км/ч, корреспондент The Village пытался понять, что даст микрорайону такой транспорт.
В конце прошлой недели на Троещине запустили скоростной трамвай. Для жителей микрорайона он должен стать временной альтернативой метро, которое городские власти обещают построить за счет частных инвестиций (впрочем, найдутся ли вкладчики, готовые инвестировать в коммунальный транспорт, до сих пор не ясно).
Называть скоростной трамвай альтернативой подземке можно с натяжкой: он подвозит пассажиров к станции городской электрички «Троещина-2», откуда они могут доехать до «Петровки», миновав дорожные заторы на Московском мосту. При этом трамвай значительно медленнее метро, и его использование подразумевает дополнительные пересадки. Корреспондент The Village проехался по новому маршруту, чтобы понять, решает ли он транспортную проблему Троещины.
Маршрут
Проект скоростного трамвая на левом берегу был утверждён ещё в 1993 году. 12-километровый маршрут пролегал от Троещины через станцию «Огородная» и дальше вдоль железной дороги через «Левобережную» до проспекта Воссоединения. Строительство линии затянулось, в 2000 году открыли только половину маршрута длиной 6 километров и 6 временных платформ. Трамвай разворачивался на развязке на проспекте Ватутина. В 2009 году маршрут закрыли из-за нерентабельности.
Теперь линию продлили почти на километр и запустили на ней два маршрута: № 4 (с конечной на Милославской) и удлиненный № 5 (с конечной на Сабурова). Главная задача новых маршрутов — довезти пассажиров к кольцевой «наземного метро» на станцию «Троещина-2». Отсюда на электричке можно добраться до Петровки, минуя пробки на Московском мосту.
Трамваи по скоростной линии начинают ходить примерно в 06:30. В часы пик интервал движения составляет 3–9 минут, составы следуют практически один за другим. Днем № 5 не ходит, № 4 курсирует с интервалом в 5–10 минут, а вечером — до последнего рейса городской электрички, то есть до 21:30. В выходные трамваи ходят реже, опять-таки из-за привязки к расписанию электрички.
Днём, когда электричка вовсе не ходит, с трамвая можно пересесть на специальный троллейбусный маршрут № 28, который следует от станции «Генерала Ватутина» на Петровку. Он делает всего три остановки.
Скорость
По сравнению с автобусом № 61, который также следует до станции электрички, трамвай идет на 15–20 минут быстрее: автобус преодолевает расстояние за 30–35 минут, трамвай — за 15. До Петровки прямые автобусы и троллейбусы доезжают за 30–45 минут, но только в том случае, если не простаивают в заторах.
Сегодня скоростные трамваи движутся со скоростью 30 км/ч вместо вполне реальных 50–60 км/ч. Вероятно, это связано с тем, что линия достраивались в спешке и обкатка путей пассажирскими вагонами продолжалась всего пару дней. Подобная ситуация была и со скоростным трамваем, который курсирует по Борщаговской: сразу после запуска линии трамваи ходили медленно, но со временем чуть увеличили скорость (хотя способны разгоняться до 90 км/ч).
Вагоны
На маршруты выпустили несколько видов вагонов. Наиболее современно выглядят «Каштаны», которые собирают в Киеве, — с низкими полами, откидными пандусами, местами для инвалидных колясок и мягкими сиденьями.
В новых вагонах установили современную систему управления электроприводом, что позволило сократить расход электроэнергии на 40 %: во время торможения трамвай возвращает электроэнергию в контактную сеть. «Каштаны» оборудованы кондиционерами, в салонах есть видеомониторы и камеры видеонаблюдения, с помощью которых машинист может наблюдать за происходящим в салоне.
Кроме новых, на линии курсируют старые чешские вагоны, снятые с эксплуатации на родине, отремонтированные на Киевском заводе электротранспорта и вновь выпущенные на маршруты.
Система оплаты
До 1 ноября проезд в новом скоростном трамвае будет бесплатным. После 1 ноября в трамвае и электричке будет действовать комбинированный билет стоимостью 2 гривны. Такая же система работает в уже курсирующих по этому маршруту автобусах № 59, 60 и 61. Можно расплачиваться и традиционно — 1,5 гривны за трамвай и 1,7 гривны за городскую электричку. Для оплаты проезда в вагонах трамвая устанавливают валидаторы, пропечатывающие на билетах дату и время.
Кроме того, на станциях скоростной линии размещены турникеты — такие же, как маршруте скоростного трамвая, который ездит по Борщаговской. Они также пропечатывают дату и время.
Эстакада
Для разворота составов и организации быстрой пересадки пассажиров на городскую электричку на конечной скоростного трамвая построили эстакаду и павильон станции, общий для трамвая и электрички.
Планируется, что в дальнейшем рядом с транспортным узлом построят станцию метро «Радужная» и продлят к ней трамвайные пути. Правда, эстакада, которая обошлась городу в 40 миллионов гривен, окажется ненужной. Еще одна идея на будущее — продлить линию скоростного трамвая до Позняков (до одноименной станции метрополитена), а затем и до аэропорта Борисполь. Впрочем, ничего экстраординарного в этом нет: еще до войны трамвай ходил из Киева в Бровары.
Текст: Артем Арефьев
Фото: «Украинское фото»