За неделю до запуска кольцевой электрички в городе развесили плакаты, анонсирующие старт: «Вокруг Киева за 50 минут». А в общественном транспорте появились карты нового маршрута. Правда, придя на станции утром назначенного дня, горожане так и не дождались поездов: по кольцу сначала прокатились столичные и государственные чиновники с журналистами. Рейсовые электрички стартовали только в 5 вечера. The Village поехал вместе с первыми пассажирами наземного метро.

Станцию Рубежовскую в парке Нивки не успели отремонтировать до конца: турникеты здесь уже стоят, но пока не работают. Кажется, что всё вокруг только достали из большой картонной коробки и ещё не подключили к электросети. Зато обычно тёмную аллею, ведущую к метро «Берестейская», накануне открытия кольца полностью подсветили. На платформе десяток человек терпеливо вглядываются вдаль, высматривая поезд. Наконец первая электричка распахивает двери и первых пассажиров встречает первый контроллёр: «Проезд оплачен? Делаем клац!»

Одни спешат позвонить родственникам и доложить обстановку, другие оценивают интерьер вагона, обмениваются комментариями и мимоходом знакомятся друг с другом. «Поезд идёт хорошо, где-то шестьдесят километров в час. В вагоне много свободных мест», — сообщает кому-то по мобильному мужчина в шерстяном полупальто.

«А двери не нужно открывать?» — мужчина лет сорока в рабочей куртке риторически обращается к неоткрывшемуся входу. В соседнем вагоне другая проблема — двери открылись, но не закрываются. Рабочий смотрит на них с печалью, как на погасший от старости телевизор: «Вылизали, капиталку сделали. Но вагоны-то древние».

Городская электричка вдохнула новую жизнь в станцию Киев-Волынский: раньше сюда с получасовым интервалом ходила единственная маршрутка. Теперь к станции подъезжает троллейбус. Для жителей этого района наземное метро станет ключевым транспортом. Пассажиры, которые подсели здесь, вагон оценивают менее критично. «Еду как в фантастическом кино! Через Троещину на левый берег! Просто эйфория какая-то!» — делится с подругой улыбчивая женщина в спортивном костюме. После Караваевых Дач — Центральный вокзал. Здесь из двух выходов со станции пока работает только один — к переходу на скоростной трамвай. Второй выход будет вести к привокзальному рынку у самой площади.

Следующую станцию, Протасов Яр, состав проезжает так медленно, словно предлагает желающим выйти через всё еще не закрывшиеся двери. Скоро вид за окном преображается, пассажиры разглядывают знакомые места с непривычного ракурса. «Здесь рядом улица Красноармейская, то есть Большая Васильковская по-новому, — сидящий у окна мужчина с копною седых волос проводит внучке экскурсию. — А ближе к нам, на букву „Б“ — Боженко. Ещё улица Горького здесь недалеко». Правда, скоро пейзаж за окном меняется: электричка въезжает в промзону к Выдубичам. В вагон забегают груженые баулами парни: «Это скоростная?! Повышенной комфортности?» Внешне городские электрички почти не отличаются от пригородных: никаких табличек с маршрутом снаружи нет. Поняв, что ошиблись, ребята выходят.

«Ты, считай, весь Киев объехала! — продолжает экскурсию дедушка, когда поезд выезжает на мост через Днепр. Несмотря на то что электричка кольцевая, формально существует конечная станция — Дарница, здесь поезда меняют направление движения. Электрички в сторону Выдубичей отправляются с 7-го и 8-го путей, а в сторону Петровки — с 1-го пути. Указателей не хватает, возникает путаница. «Те, кто на Петровку, — с первого пути отправление!» — выкрикивает контролёр на турникетах. У касс собралась толпа: изучают расписание, фотографируют его на телефоны. Мужчина с большой сумкой в одной руке и бутылкой «Ром-колы» в другой сияет от счастья: «Солнце, прикинь, электричку пустили по всему Киеву. Ты где? Я сейчас еду обратно, на той же электричке. Всё, я сажусь!»

Машинисты ещё не привыкли к новому маршруту, потому объявления зачитывают по бумажке: «Поїзд прямує від станції Дарниця до станції… Дарниця». У лысого мужчины с портфелем в руках карта с маршрутом кольцевой — такие накануне раздавали в метро. Сидящие рядом девушки просят её посмотреть. Но ни девушкам, ни мужчине с портфелем карта не помогает сориентироваться; вид из окна тоже не вариант: уже темно. «Никто не знает, где он на Вышгородской останавливается, на виадуке?» — мужчина обращается за «помощью зала». Это выглядит естественно: все будто едут одной семьёй на новой папиной машине. «В планах Вышгородской не было!» — кричит ему кто-то из другого конца вагона. Услышав это, мужчина с портфелем начинает суетливо изучать карту.

Электричка тем временем подъехала к Петровке. Отсюда поезда в обе стороны отправляются с третьей платформы. Поскольку опознавательных табличек на поездах нет, все, кто заходит в вагон на этой станции, спрашивают, куда идёт. «Я уже второй круг делаю! На Троещине станции реально нету, но есть на Воскресенке, за озером! — восторженно сообщает кому-то джентльмен с „Ром-колой“. — Просто праздник какой-то, передать не могу, ещё и на мой день рождения! Вот это подарок!»

Уже в полной темноте электричка проезжает Оболонь, двое парней вплотную приложились к окну, глазея на иллюминацию жилмассива. «Наступна станція Вишгороська», — объявил машинист. «Моя», — облегчённо вздохнул мужчина с портфелем.

Фото: Роман Пашковский

ПЕРСПЕКТИВЫ ГОРОДСКОЙ ЭЛЕКТРИЧКИ 

Октябрь пройдёт в режиме тестировании новой транспортной системы, и уже к 1 ноября обещают ряд новаций. 

1. Жетоны. Должны заменить талоны. Тогда же заработают и турникеты. Также обещают проездные. 

2. Подорожание. Пока проезд стоит 1,7 грн, но с 1 января 2012 может подорожать минимум до 2 грн. 

3. Новые станции. Предварительный срок открытия еще нескольких станций — весна 2012 года. В некоторых планах уже есть станция Протасов Яр, она расположена ближе всего к центру города и Олимпийскому стадиону. 

4. Новые поезда. Городские власти обсуждают создание совмещённых вагонов, которые могли бы использоваться и как трамваи, и как городская электричка. Подобные системы существуют на Западе, и хотя сами совмещённые вагоны системы Tram-Train дороже обычных, город может экономить на строительстве совмещенных рельсовых линий для нескольких видов транспорта. 

5. Реконструкция станций. Обсуждаются варианты реконструкции станций Левобережная и Рубежовская. Там над путями хотят обустроить вокзальный комплекс с торговым центром. Также планируется открытие вторых выходов на нескольких станциях, в первую очередь на Вышгородской. 

ГОРОДСКАЯ ЭЛЕКТРИЧКА В ЦИФРАХ


 


Стоимость проезда: 
1,7 грн

 


Время работы:
 с 6:00 до 9:30, с 16:30 до 20:00, однако на разных станциях время может незначительно отличаться

 


Интервал движения: 
15–17 минут

 


Длина кольцевого маршрута:
 
50,2 км

 

Подвижной состав: 12 капитально отремонтированных электропоездов