Сегодня, 10 февраля, закрыли выставку «Украинское тело», которая открылась три дня назад в Центре визуальной культуры при Национальном университете «Киево-Могилянская академия» (НаУКМА). Экспозицию, посвященную исследованию телесности в украинском обществе, посетил президент НаУКМА Сергей Квит, после чего заявил, что «это не выставка, а дерьмо», закрыл галерею на замок и забрал ключ.

Центр визуальной культуры уже объявил сбор подписей против цензуры в стенах академии, требуя отменить решение о закрытии выставки. Представители центра рассчитывают, что вскоре выставка откроется вновь. Среди ее участников: Анатолий Белов, Артур Белозеров, Лада Наконечная, Оксана Брюховецкая, Александр Володарский, Вова Воротнев, Никита Кадан, Владимир Сай и многие другие. The Village попросил прокомментировать конфликт президента НаУКМА, участников выставки, ее организаторов и спонсоров. 

 

КОММЕНТАРИИ

Сергей Квит

президент НаУКМА

 

«Закрытие выставки — это мое личное решение после её посещения. Хаотичный набор брутальных картинок, чтобы эпатировать публику, — вот что я там увидел. Это не может называться концептуальным современным искусством, потому что там нет никакой концепции. Я приглашаю вас и других журналистов посетить эту выставку и составить свое личное мнение о ней. Обращайтесь в нашу пресс-службу».

 

Никита Кадан

художник

 

«Мне неизвестно, да и не слишком интересно, что не понравилось на выставке Сергею Квиту: это его личное дело. Никаких аргументов, почему публике закрыли доступ к моим работам, к настенным росписям, сделанным специально для этой выставки, я от него не слышал, и другие художники, насколько мне известно, тоже. Закрытие выставки продолжает серию нападок руководства „Могилянки“ на Центр визуальной культуры. Считаю этот акт цензуры очередным проявлением страха и бюрократического тупоумия. Закрывшие выставку, вероятно, считают, что так они защитили публичный образ академии. Нет, они ему еще раз сильно навредили. Я не знаю, повлияют ли собранные подписи на мнение Квита, или нет. Думаю, он должен публично извиниться, а выставка — продолжить работу».

 

Леся Кульчинская

организатор выставки

 

«При Брюховецком (Предшественник Сергея Квита на посту президента академии. — Прим. ред.) подобных конфликтов не случалось, но скорее потому, что на месте Центра визуальной культуры тогда размещался Центр современного искусства. У них был контракт с академией и больше автономии. После их ухода часть помещения отдали под библиотеку, а часть — под ЦВК. Выставку „Украинское тело“ спонсировал Фонд Генриха Бёлля, но говорить о каких-то финансовых потерях с чьей-либо стороны рано: мы надеемся, что выставка вновь откроется. Сейчас мы начинаем сбор подписей за это решение». 

 

Галина Ярманова

координатор программы "Гендерная демократия" Фонда Генриха Бёлля на Украине

 

«Очень неприятно, что „Могилянка“ — заведение, часто заявляющее о своем студенческом самоуправлении, — вот так, без процедуры, авторитарно закрывает выставку, просто потому что ректору она не понравилась. Выставку „Украинское тело“ считаю значимым мероприятием для художественной сцены, там затронуты важные социально-политические темы, в частности, вопросы телесности, сексуальности, гендерной идентичности. Кстати, в 2010 году в ЦВК проходила дискуссия, посвященная Дню памяти трансгендеров, на участников тогда напали люди в масках, пустили слезоточивый газ. Администрация академии не посчитала нужным публично осудить такие действия. Все же хочется думать, что это недоразумение, а не последовательная консервативная ксенофобская и морализаторская политика нынешнего ректора».