Місто
Люди в городе: Смотрительницы музеев — о своей работе
Смотрительницы киевских музеев рассказали The Village о ночных дежурствах, кражах и странных посетителях.
Они сами добывают экспонаты на раскопках, охраняют их от детей с грязными руками и отвечают на дурацкие вопросы посетителей — The Village пообщался со смотрительницами, экскурсоводами и научными сотрудниками киевских музеев и узнал, чем они занимаются на работе, кроме того, что дремлют, вяжут и разгадывают кроссворды.
Музей истории Украины
Владимирская, 2 |
Здание на Старокиевской горе было построено ещё в 1939 году для первой в Украине художественной школы. С 1944 года здесь размещается исторический музей. В его залах — экспозиции, посвящённые каменному и железному векам, Киевской Руси, казакам, революциям и войнам. На сайте музея можно воспользоваться виртуальной экскурсией, тур проходит под аккомпанемент лиричной песни «Нiч така мicячна». |
|
ОДНАЖДЫ УКРАЛИ АЛЮМИНИЕВУЮ ЛОЖКУ ВОЕННЫХ ВРЕМЁН Марина Хумчин, научный сотрудник |
|
Я работаю в фондах музея с 1974 года, пришла сразу после института. Сюда если попал, то останешься навсегда. Одна наша сотрудница даже жила здесь, на территории. Но я живу дома и переезжать не собираюсь, хоть и считаю себя уже частью музея.
Не дай бог в музее работать коллекционеру, тут с ума можно сойти от обилия экспонатов, и если человек нечестный — будет красть. Нам повезло, у нас такого не случалось. Разве что однажды украли алюминиевую ложку военных времён и часы Кравчука. А ещё как-то две серебряные монеты украли, но через пару лет вернули в письме с извинениями.
С первого курса я каждый год езжу в Ольвию на раскопки. Ещё зимой начинаю мысленно готовиться к поездке. Правда, сейчас уже не столько раскопками занимаюсь, сколько смотрю, чтобы пэтэушники ничего не украли. Я мечтаю создать в Ольвии музей.
Литературно-мемориальный
музей-квартира Павла Тычины
Терещенковская, 5, |
Музей открыли в 1980 году в квартире поэта. Немногочисленным посетителям демонстрируют библиотеку Павла Тычины, его музыкальные инструменты, картины и личные вещи. |
|
ЖАЛЬ, ЧТО РОЯЛЬ УЖЕ НИКТО Ангелина Полотай, научный сотрудник |
|
Когда-то в этом доме я разговаривала с самим Павлом Тычиной. Даже помню, где он сидел, мебель-то вся сохранилась. Работаю здесь последние 18 лет научным сотрудником, а до этого 30 лет проработала в Институте литературы. Многое могу рассказать о Павле Григорьевиче, стихи его хорошо помню, особенно раннюю лирику люблю. Вот вы знали, что он говорил на 20 языках и учился в духовной семинарии, священником мог стать? При Союзе многие его стихи замалчивали, только в интеллигентных семьях хоть как-то читали, так что мне повезло.
Когда-то в молодости год ходила в Консерваторию, но сейчас уже всё забыла. Хотя для вас немного могу поиграть на рояле. Жаль, что его уже никто не настраивает, на нём когда-то сам Тычина играл. Обязательно посмотрите фильм о Павле Григорьевиче, это всего 10 минут займёт. Я в этом фильме тоже есть.
40 лет назад я красивая была. Меня останавливали художники и просили иконы с меня нарисовать. Два случая таких было, но я не соглашалась, это ж советские времена были — разве можно.
Национальный научно-
природоведческий музей
Богдана |
Один из самых больших научно-природоведческих музеев мира, основанный в 1966 году. Около 30 000 экспонатов музея рассказывают о возникновении, строении и эволюции Земли, о её флоре и фауне, а также об истории племён, населявших территории Украины. |
|
НА САМОМ ДЕЛЕ МНЕ НЕЛЬЗЯ НИЧЕГО Ирина Павловская, смотрительница |
|
22 года я проработала в фармацевтической фирме «Дарница». После выхода на пенсию мечтала стать библиотекарем, но для этого нужно было специальное образование. А в музей взяли так. Раньше я работала смотрителем в отделе птиц, а потом перешла в отдел минералов — к алмазам, самоцветам, золоту и малахиту. Птицы мне нравились больше, зато отдел минералов на первом этаже, не нужно никуда подниматься. А вот эти кости динозавров, которые все так любят, мне не очень нравятся.
Люди иногда спрашивают о структуре минерала, а я им говорю: «Да не нужна вам структура, лучше посмотрите, какой малахит красивый!» А он с одной стороны так себе, а с другой — глаз не оторвать, удивительно! Хотя на самом деле мне нельзя ничего рассказывать посетителям — я должна следить, чтобы дети не бегали и не пачкали здесь ничего.
Я психологию немного изучала, понимаю, когда человеку помочь нужно, а когда лучше оставить его в покое, не мешать.
У нас организовывают школу любителей геологии — хотим нести знания в массы. А то я недавно слышала по радио, что молодёжь не идёт на факультеты географии и биологии.
Филиал киевского национального музея
русского искусства «Шоколадный домик»
Шелковичная, 17/2 |
«Шоколадный домик» — неофициальное название особняка купца и мецената Семёна Могилевцева, в котором жили известные деятели науки, общественно-политической и государственной жизни. Здание построили в 1899–1901 годах. Шоколадным его прозвали за характерный цвет и декор фасадов. В разные годы здесь находились различные госучреждения, дворец бракосочетаний, а с 2010-го в особняке размещается филиал Музея русского искусства. В «Шоколадном домике» проводят выставки, концерты классической музыки и экскурсии по залам музея. |
|
НОЧЕВАТЬ В МУЗЕЕ Валентина Харчук, дежурная |
|
До музея я 30 лет проработала на заводе, думала, что там и дождусь пенсии, но предприятие закрыли и всё покатилось кувырком. В «Шоколадный домик» попала совершенно случайно: познакомилась с директором и пришла сюда работать. Теперь жалею, что не оказалась здесь раньше.
Дежурю здесь сутками, работаю в гардеробе, если нужно, то и убираю: коллектив-то небольшой. Ночевать в музее совершенно не страшно, тут всегда тихо и спокойно, разве что время от времени что-то поскрипывает и потрескивает, но аура у дома очень светлая. Вот этот свитер я связала во время ночных дежурств: времени-то много. Читаю ещё иногда.
Историю дома, конечно же, знаю, собираю информацию о нём откуда только можно — из интернета, книг. В этом здании что-то роковое есть — он революцию выстоял, голодовки перенёс, войну, период застоя, всё пережил. Есть интересная легенда о том, что если влюблённые посмотрят в одно из зеркал «Шоколадного домика», они будут всегда вместе, это ж не просто так придумали.
А на подоконники, конечно, нельзя садиться, они ж мраморные и хрупкие, мы даже во время свадебных фотосессий не разрешаем.
Литературно-мемориальный
дом-музей Т. Г. Шевченко
Пер. Шевченко, 8а |
Дом по улице Козье Болото (так раньше назывался переулок Шевченко) был построен в 1835 году и принадлежал чиновнику Ивану Житницкому. В 1846–1847 годах здесь жил и работал Тарас Шевченко. В музее сохранилась обстановка тех времён, выставлены личные вещи и работы поэта. Дом-музей открыли в 1928 году. |
|
ПОЛ У НАС ОЧЕНЬ СКРИПИТ, Алла Виховская, смотрительница |
|
Работаю здесь лет 11 и уходить никуда не собираюсь. Сидеть в основном приходится возле окна: нужно следить, чтобы никто не вошёл во дворик без билета. Раньше на территорию можно было бесплатно зайти, и все приходили сюда посидеть, перекусить. А теперь за деньги только. Вот я и не пропускаю, а то скажут, что я негодная, не исполняю обязанностей.
А в саду хорошо очень, там шелковица Шевченко растёт, мы сами за садом ухаживаем — он как оазис в центре города. Да вообще здесь хорошо, спокойно, правда, за посетителями везде ходить нужно, постоянно подниматься за ними по лестнице приходится. Но без этого никак.
Четыре кота у нас живут, приблудились, но в дом их нельзя пускать: правила такие. Когда похолодает, не знаю, что с ними будет. Дом старый, здесь даже пахнет старостью. Пол у нас очень скрипит, меня даже как-то спрашивали, специально ли мы так сделали, вот странные люди.
Посетителей много приходит, часто иностранцы бывают. Меня несколько раз фотографировали уже: форма моя нравится, я её всегда ношу.