Місто
Ревизия Евро-2012: Какие обещания выполнили к чемпионату
За полтора года чиновники дали десятки обещаний о том, как изменится Киев и инфраструктура к чемпионату. The Village провёл ревизию сделанного и несделанного.
18 апреля 2007 года президент УЕФА Мишель Платини вскрыл большой конверт и объявил о том, что право проведения Евро-2012 доверили Украине и Польше. Новость вызвала бурю восторгов. С тех пор Украину захлестнул поток обещаний и планов под Евро-2012. На сайте Верховной рады можно увидеть несколько десятков редакций целевой программы подготовки и проведения Евро-2012. Не меньше планов было заявлено украинскими министерствами и киевской горадминистрацией. The Village выбрал обещания, которые обсуждались активнее всего последние полтора года, и подытожил, что сделано, а что так и осталось словами.
КЛЮЧЕВЫЕ ОБЪЕКТЫ
1 декабря 2008-го немецкое архитектурное бюро GMP von Gerkan, Marg und Partner начало масштабную реконструкцию НСК «Олимпийский». 8 октября 2011-го спорткомплекс с помпой сдали. Уже 11 ноября обновлённая арена приняла свой первый футбольный матч — Украина — Германия, который завершился со счётом 3:3 и собрал полный стадион. Киевская арена является второй по вместимости в Восточной Европе — 70 050 мест. 1 июля 2012 года стадион примет главный матч чемпионата Европы по футболу — финальную игру. |
|
Реконструкция: Как будет выглядеть Троицкая площадь после Евро-2012 |
Выполнению обещания сопутствовала скандальная предыстория: ООО «Юджин» возводило на Троицкой площади торговый центр. УЕФА выражал обеспокоенность тем, что прямо перед НСК вырастет огромный новострой. О том, что здание надо снести, по очереди заявляли и все первые лица Украины. Киевляне гадали, снесут или не снесут. В итоге торговый центр все же демонтировали, а «Юджин» с 2011 года занимается реконструкцией Троицкой и отеля «Спорт». |
|
Фоторепортаж: «Олимпийский» изнутри |
Крупнейший на Украине терминал D аэропорта Борисполь уже достроен. С декабря проходило тестирование, в котором участвовали студенты-волонтёры, непрерывно проходившие паспортный контроль, сдачу или приём багажа. Церемония открытия терминала состоялась 28 мая, перерезать ленточку приехал даже президент Украины. С 29 мая аэровокзал принимает чартеры с организаторами и гостями Евро-2012. С 1 августа начнёт работать в обычном режиме. Планируется, что после окончания чемпионата комплекс будет обслуживать не только международные, но и внутренние рейсы. Парковку рядом с терминалом до турнира построить не успели. Добраться из аэропорта Борисполь можно на специально запущенных под Евро-2012 SkyBus и SkyTaxi. От привычных для Киева автобусов и такси они отличаются тем, что билеты на первые можно заказать по интернету, а во вторых есть РОS-терминалы. |
|
Студия Лебедева создала сайт для аэропорта Борисполь
|
Строительство международного терминала А началось в июне 2011 года. 22 мая 2012-го, через пять дней после открытия, он стал принимать пассажиров. Новый терминал обслуживает международные рейсы, старый — внутренние. Во время Евро-2012 комплекс примет в основном членов семьи УЕФА. В него же должен прилететь и Мишель Платини. Сейчас решается, в честь кого назвать новый аэровокзал: одни чиновники выступают за конструктора космических кораблей Сергея Королёва, другие — за авиаконструктора Игоря Сикорского. |
|
Фоторепортаж: Новый терминал аэропорта Киев — за день до открытия |
ТРАНСПОРТ
В декабре 2010-го «Укрзалізниця» и Hyundai Corporation заключили договор о поставке 10 скоростных поездов для обслуживания грядущего чемпионата Европы по футболу. Стоимость контракта составила около 300 миллионов долларов. Первые шесть составов прибыли на Украину, остальные четыре ожидаются после Евро-2012.
Экспрессы Киев — Харьков и Киев — Львов будут выполнять по три рейса в день, Киев — Донецк — два. Поезда смогут преодолевать расстояние между указанными городами соответственно за 4 часа 40 минут, 5 часов и 6 часов 40 минут. Цена билетов во втором классе — 275, 307 и 388 гривен. Часть ночных поездов с более дешёвыми билетами в связи с запуском экспрессов отменили. Это вызвало волну негодования общественности, а в социальных сетях начали появляться сообщества тех, кто принципиально игнорирует корейское транспортное чудо. |
|
Фоторепортаж: Поезд Hyundai готовится к первому рейсу |
Каждый весенний месяц на маршруты должны были выводить по 100 единиц транспорта, закупленного за счёт кредита ЕБРР. В марте запустили 100 троллейбусов и автобусов, в апреле и мае к ним добавили ещё 60 и 50. Остальные 190 пообещали пустить до Дня независимости. На электронных табло нового транспорта маршрут прописывают на украинском и английском, в рейсах, которые курсируют по центру, на иностранном объявляют и названия остановок. Однако маршрутки этот транспорт, несмотря на заявления главы киевской горадминистрации, пока что не вытеснил.
Создание скоростного железнодорожного сообщения между городом и аэропортом Борисполь планировали начать в июне 2011-го, позже его перенесли на осень. 28 декабря 2011-го состоялась торжественная церемония начала работ — был забит символический костыль. Однако по состоянию на июнь дальше костыля дело не пошло: китайская сторона пока что не выдала Украине кредит в 370 миллионов долларов. На данный момент начать строить обещают сразу после завершения чемпионата Европы по футболу.
ДОРОГИ
Трассу международного значения, связывающую Западную Европу с Киевом, реконструируют большей частью за счёт кредитов ЕБРР. Лучшим участком дороги сейчас является Житомир — Ровно. На участке Киев — Житомир ремонт идёт полным ходом. Наиболее сильно жители Киева ощутили это в майские праздники: тогда из-за перекрытия части трассы образовались многочасовые пробки. К плюсам трассы водители относят качественное по критериям Украины покрытие, к минусам — то, что автомагистраль проходит через населённые пункты. Утром и вечером через трассу международного значения перегоняют крупный рогатый скот.
На большой части дороги идут активные ремонтные работы, на многих участках снят асфальт. Если реконструкция будет завершена в полном объёме, то дорога из Киева в первую столицу Украины будет качественной, хоть и не похожей на автобан. Подавляющее большинство четырёхполосных участков трассы расположено на киевской половине дороги.
К Евро-2012 в Киеве планировали отремонтировать 224 000 квадратных метров дорог в полуторакилометровой зоне вокруг НСК «Олимпийский»: капитальный ремонт обещали провести на Леси Украинки, Физкультурной, Большой Васильковской. Кроме того, намеревались обновить дороги, проложенные по маршруту следования болельщиков: Броварской проспект, Воздухофлотский, Краснозвёздный, Елены Телиги, Артёма, Дегтяревская, Академика Палладина. Асфальтовое покрытие на многих из этих дорог действительно стало лучше, но улиц, которым не повезло оказаться на пути гостей Евро-2012, улучшение не коснулось.
Реконструкция правобережной развязки у моста Патона началась в сентябре 2011-го и обошлась в 175 миллионов гривен. Объект уже работает: автомобилисты говорят, что ориентироваться на новом объекте сложно, представители «Киевавтодора» в ответ заявляют, что он прослужит 100 лет.
Открытие одного из главных въездов в Киев планировали провести 9 мая 2012 года, но реконструкция затянулась, и дату перенесли на День Киева. На обновление трассы из городского бюджета выделено 272 миллиона гривен. В официальных документах значится, что деньги потрачены на тротуары, подземные переходы, велодорожки и основной проезд. К Евро-2012 на газонах вдоль трассы разбили клумбы, на фонарях повесили кадки с цветами.
Новая дорога должна была соединить Краснозвёздный проспект и аэропорт Киев. На 2010 год была намечена разработка проекта, на 2011-й — его реализация. На сегодняшний день проект дороги есть, но самой дороги нет. Добираться из аэропорта Киев нужно по Воздухофлотскому проспекту. По случаю Евро-2012 его подсветили яркими лампами холодного света: ночью на проспекте светло как днём.
Комплекс начали возводить в далёком 1993 году, но из-за проблем с финансированием проект заморозили и возобновили лишь в 2003-м. Вторым сроком открытия называли 2008-й. В очередной раз возобновили строительство в мае 2010-го.
В ноябре 2011-го произошло ЧП — упал самый мощный в Восточной Европе плавучий кран «Захарий», который был задействован в строительстве моста. Кран быстро стал местной достопримечательностью и героем интернета, у него появилась страница в Twitter. В микроблоге машины можно прочитать следующее: «Из меня вытекает мазут и солярка, сильно ранен, чувствую себя хуже, Янукович ещё едет», «Спрашиваете, как я. Так вот: настроение улучшилось, смотрю по сторонам и радуюсь — Евро-2012 ж на носу». Представители киевской горадминистрации вскоре после падения крана заявили, что к Евро-2012 мост достроить не успеют. Сдачу объекта перенесли на 2013-й.
ТУРИСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ
26 июня 2012 на Андреевском убрали заборы и зажгли фонари. Начало и конец улицы оказались действительно реконструированными, большая же часть спуска по-прежнему находилась в состоянии ремонта. Открытие наметили на 3 июня. Однако и до этой даты завершить реконструкцию в заявленных масштабах не успели — часть фасадов зданий на период чемпионата завесили брандмауэрами. Скандальности реконструкции добавил снос здания на исторической улице. |
|
Пусто не бывает: Что киевляне хотят видеть на месте снесённых домов на Андреевском спуске |
Ожидалось, что обновление Андреевского станет первым этапом проекта «Старый город», который предусматривает масштабную реконструкцию в пределах Контрактовой площади, улицы Сагайдачного.
В 1982–2004 годах Музей истории Киева находился в Кловском дворце, в 2004-м временно переехал в Украинский дом. Через несколько лет заведению культуры выделили помещение на Богдана Хмельницкого, 7, где ранее признали незаконным строительство торгового центра. Открыть в музее полноценную экспозицию в назначенные сроки не успели: ко Дню Киева завершили только строительные работы. Какая экспозиция будут размещена в музее, ещё решается. Сделать планируют что-то «увлекательное, познавательное и интересное».
В киевском метро указатели на английском языке появились в декабре прошлого года, они были выполнены на обычной бумаге — горожане их осмеяли. Более полноценные таблички начали монтировать весной 2012-го. Они оказались с ошибками, из-за чего возник новый скандал. Указатели с названиями улиц и информационные щиты, которые начали монтировать в январе 2012 года, постигла та же участь. Систему ориентирования активиста Игоря Скляревского, понравившуюся даже главе киевской горадминистрации, так и не внедрили. |
|
Навигация дизайнера Скляревского оказалась невостребованной |
В январе 2012-го киевская горадминистрация объявила конкурс по привлечению инвесторов для создания 25 информационных центров. Руководит этим проектом новосозданный Киевский городской туристическо-информационный центр. Его директор заявил, что 14 информационных туристических объектов уже работает, остальные должны появиться накануне Евро-2012. Многие из них действительно открылись, но представляют собой просто отдельные столы в помещениях турагентств.
БЫСТРО ЗАБЫТЫЕ ОБЪЕКТЫ
Весной нынешнего года столичные власти планировали провести ремонт «Трубы» — крупного подземного перехода на Майдане. Однако уже в апреле 2012-го мэрия решила просто закрыть входы и выходы станции метро «Площадь Независимости» с 7 июня по 2 июля, а также все выходы из подземного перехода, кроме перекрёстка Крещатика, Михайловской и Институтской.
Весной прошлого года средства Киотского протокола поступили в украинскую казну для сооружения возле Киева мусоросжигательного завода. В итоге средств не хватило, завод до Евро-2012 не построили, проект вылился в планы реконструкции старого завода «Энергия». Жители Троещины оказались искренне рады тому, что обещание так и осталось на бумаге.